- Коменский Ян Амос
- фамилия его происходит от названия места его родины, м. Комны. К. двадцатый и последний еписк. общины Чешских братьев, род. в 1592 г., изучал богословские науки в университетах Гейдельбергск. и Герборнск.; с 1614 г. заведовал школой Чешск. братьев и с 1616 г. избран в общине пресвитером в г. Фульнеке, который сожгли испанцы во время 30-летней войны. К. перешел в Моравию, а оттуда в г. Слунны, где он написал "Лабиринт света и рай сердца", "О христианск. совершенстве", "Глубина безопасности" и др. и перевел на чешский. яз. псалмы Давидовы; в 1627 г. К. за принадлежность к протестантству был изгнан из родины и поселился в Познани. Живя здесь, он предается литературным занятиям и выпускает ряд сочинений на чешск. языке, посвященных вопросам педагогии: "Школа матери", "Великая дидактика, очерк народной школы", "Отверстая дверь языков". Он задумывает грандиозный труд создать энциклопедию "Пансофию", в которой все науки базировались бы на одной строгой, единой идее, но события помешали. К. попал в Швецию, где в г. Эльбинге предавался любимой педагогическо-литературной работе. В 1648 г. община чешских братьев почтила К. избранием во епископы, и он возвратился на родину. Ему пришлось быть свидетелем разрушения общины, которое последовало после 30-летней войны. Он описал ее гибель в сочинении "Завещание умирающей матери Братской общины". Для Коменского начинается период скитаний из Венгрии в Польшу, оттуда в Германию. Но он не оставлял занятий; к этому времени он выпускает целую серию сочинений, как то: "Мир в картинах" для задуманной энциклопедии, "Школа Пансофии", "Нравственные наставления" и др. Одно из них, "Языка чешского клад", погибло в Лешне во время пожара. В Германии в 1657 г. К. издал полное собрание своих сочинений. Последние его сочинения проникнуты горячею проповедью к людям жить в братской любви и мире, таковы "Panegressia" и "Единое на потребу". Смерть подстерегла великого старца и поразила 15 ноября 1670 г. в Амстердаме. Значение К., как педагога-философа и практика неизмеримо. Установленные им принципы преподавания и воспитания широко подвинули вперед современное состояние этих наук. Задача воспитания установилась К. на принципе "природосообразности" и "мастерской человечности", которые вытеснили из педагогии все искусственные, нецелесообразные приемы. На их место водворились такие ценные ныне общепризнанные начала, как благовременность, наглядность, практичность, постепенность, концентричность и т. п. Но на первый план он ставил нравственное воспитание, создание в душе ученика религиозно-творческого двигателя. На педагогике К. лежит яркий отпечаток библейски-богословский, на котором проявилась его натура руководителя христианской общины, поставившей себе целью стремиться к просвещению и возрождению в духе Христовом. В основу этой общины лег в 1456 году "Союз братьев Христова закона", который привлек большое количество членов, объединившихся потом под именем "общины чешских братьев". Их вероучение не носило строгого характера, близко подходя то к православию (вопрос об евхаристии), то к кальвинизму (вопрос об авторитете св. Писания). В общине мало обращали внимания на теоретическую сторону, главным началом было желание жить свято, по-христиански, не так, как подавало пример католическое духовенство. И в нравственно-практической области реформирования протекала вся жизнь общины. Она выработала свои нормы семейного, школьного и церковного общежития, свою иерархию и пр. Во главе общины стоял епископ, которому подчинялись различные духовные лица. Коменский был епископом "общины" в ту тяжелую минуту, когда ее существованию грозила серьезная опасность. Благодаря его высокому авторитету, его нравственным качествам и научным заслугам удалось сохранить ее в целости. Он считал жизнь "общины" идеальной в смысле истинного Христова учения, и потому словом проповедника, литературными работами верно и беззаветно служил ей. При этом он не ограничивался сферой религиозно-богословской, но его деятельность в "общине" касалась национальных и других областей. В своей пансофической энциклопедии К. стремился охватить обширный круг познаний, гармонично их сочетать на основе цельного христианского мировоззрения. Исходной точкой философского учения К. была Библия, виновником и причиной всех дел он считает Бога, Который открывается нам в Божественных откровениях в св. Писании и др. книгах. Познать суть вещей можно лишь чрез Библию, а также чрез сны, пророчества и беседы, возвещенные Апостолам и св. людям. Христос непосредственно вещал нам волю Бога Отца, Его преемник потом был Св. Дух, a после него апостолы.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.